практическая работа солнечная система и планетарная девушка модель атома

вебкам сайт модели

Свободный график работы. Возможность самостоятельно планировать рабочее время. Возможность совмещать с основной занятостью.

Практическая работа солнечная система и планетарная девушка модель атома

В обоих случаях наблюдения велись в 7-футовый рефлектор. В то время он ещё не умел точно определять небесные координаты, поэтому Хорнсби так ничего и не заметил в созвездии Тельца, а Маскелин увидел гершелевский объект 3 апреля, и не обнаружил ни головы, ни кометного хвоста. В ответном послании он сообщал [45] :. Я не знаю, как это назвать. Это может быть как обычной планетой, вращающейся вокруг Солнца по почти круговой орбите, так и кометой, движущейся по очень вытянутому эллипсу.

К началу лета года дополнительные наблюдения показали, что Гершель действительно открыл неизвестную планету, и расширил пределы Солнечной системы примерно вдвое [46]. Ранее, 2 мая года Маскелин принял астронома в Гринвичской обсерватории , условия для наблюдений были благоприятными и ещё раз подтвердили открытие. В ноябре Уильям Гершель был удостоен престижной медали Копли ; поскольку сезон в Бате был в самом разгаре, директору оркестра и концертирующему музыканту пришлось ехать ночным дилижансом , чтобы предстать в Королевском обществе в 11 часов утра.

Через несколько дней его избрали действительным членом Общества «как знатока математики, механики и астрономии», причём Гершель единогласно был освобождён от ежегодных членских взносов 30 гиней — существенная по тем временам сумма , «чтобы эти деньги он потратил на приобретение нового знания». Официальную церемонию инаугурации отложили на удобное для Уильяма время [47].

Это был достойный повод, чтобы обратиться за Высочайшим патронажем. Так, старший из братьев Гершелей — Якоб — во время очередного визита в Бат посвятил сочинённый им сборник сонат королеве Шарлотте. Это было замечено, его пригласили на придворный концерт и увеличили его жалованье в Ганновере на талеров в год.

Представление об этом сделал полковник Вустерского полка Джон Уолш, и доложил, что Гершель — подданный Ганновера. Король интересовался астрономией, и во время прохождения Венеры через солнечный диск в году , распорядился оборудовать для себя обсерваторию [en] в Кью и даже смог наблюдать явление лично. Её директор — Стивен Деменбре [en] — скончался в феврале года; его место планировалось передать Гершелю [48]. Приоритетной задачей Гершеля было исследование межзвёздного пространства.

Когда он заподозрил, что туманность Ориона изменяет свою форму, он принял решение построить телескоп с возможно большей светосилой. Садовый участок на Нью-Кинг-стрит был достаточно обширным, чтобы сориентировать телескоп-гигант на юг.

Ещё в январе года Уильям Гершель приступил к изготовлению зеркала и проектированию [49]. Основную часть лета года Гершель экспериментировал со сплавами меди и олова: лёгкие зеркала получались слишком хрупкими. Одновременно он рассчитывал форму зеркала и механические конструкции для работы, поскольку оно должно было весить примерно четверть тонны.

Все работы велись в саду Гершелей, причём, когда оказалось, что в суглинок для форм необходимо добавлять конский навоз, Уильям без колебаний мобилизовал для сбора сырья не только Каролину и Александра, но и У. Наконец, 11 августа началась плавка, но во время заливки фунтов металла треснула форма, а зеркало окончательно растрескалось при охлаждении.

Уотсон объяснил, что охлаждение было слишком быстрым. При второй плавке металл протёк через дно печи и разлился по участку. Гершелей спасло лишь то, что дом имел несколько выходов. Работы над телескопом временно пришлось прекратить [50]. Основным источником заработка для всех Гершелей оставалась музыка. Уильям дирижировал ораторией в Бате всего через четыре дня после подтверждения открытия новой планеты, и ещё через два дня представлял ораторию в Бристоле.

Приём публики был тёплым. Однако после того, как начались переговоры о назначении Гершеля «астрономом короля», произошла катастрофа. Объявление от 7 марта года анонсировало генделевского « Иеффая [en] » в Великую среду ; но уже через несколько дней было объявлено о представлении «Самсона», который буквально перед представлением был заменён на «Иуду Маккавея». Вероятно, Гершель уже не мог сосредоточиться на музыке.

Представление «Мессии» в Бристоле в Великий четверг оказалось откровенно провальным; тем более что в день премьеры из Виндзора прибыл племянник Уильяма пять сыновей его старшей сестры Софии обосновались в Англии , который играл в труппе королевы Шарлотты, и пригласил его на аудиенцию со скрипкой. На 1 мая года было запланировано открытие органа в самой большой в Бате Сент-Джеймсской церкви, Гершель дирижировал «Мессией», но все партии были исполнены хором леди Хантингдон из Солсбери , а Каролина в представлении вообще не участвовала.

По-видимому, это было последнее выступление брата и сестры Гершелей на публике [51]. Также он взял свой каталог двойных звёзд. Далее ему было велено отвезти детали телескопа в Гринвич для проверки и быть готовым к совместным наблюдениям в Кью. Телескоп был установлен 29 мая, в среду, и показал лучшие качества, чем ахроматический рефрактор Маскелина, который при увеличении в раз давал сильную аберрацию [52].

В пятницу Гершеля пригласили на приватный концерт у короля, и удостоили получасовой беседы; суббота и воскресенье были посвящены совместными наблюдениям с Маскелином и Обером, которые пришли к выводу, что инструменты бывшего музыканта превосходят всё, имеющееся в английских обсерваториях.

Например, Гринвичский телескоп не позволял наблюдать двойные звёзды. Далее Гершель был приглашён на обед к Дж. Бэнксу, и вновь был приглашён на концерт к королю. Затянувшееся ожидание нервировало Гершеля, поскольку в Бате его ждали ученики; Уотсон писал ему, что имеет смысл самому проявить инициативу. Одновременно Гершелю предложили пост главного королевского астронома Ганновера, но предлагаемое жалованье — фунтов стерлингов в год — составляло примерно четверть от музыкальных заработков в Бате, хотя он писал Каролине, что занятия музыкой уже стали казаться невыносимыми [Прим.

Наконец, король Георг повелел доставить 7-футовый рефлектор в Виндзорский замок , и во вторник 2 июля впервые наблюдал небо вместе с Гершелем. Эти сеансы повторялись не менее трёх раз, причём для сравнения развернули ещё три телескопа разных конструкций и разных мастеров.

Инструмент Гершеля вновь оказался лучшим, показав при увеличении в раза, что Полярная звезда является двойной, что стало очевидно даже неопытному наблюдателю-любителю Георгу III. Далее к новому развлечению присоединились королева и принцессы, для чего телескоп перенесли в Кью. Поскольку погода была облачной, Гершель изготовил искусственный диск Сатурна из картона, и подсвечивал его, так что наблюдаемая в телескоп картина мало отличалась от реальной, что вызвало одобрение придворных.

Было решено, что Гершель должен поселиться близ Виндзора, чтобы демонстрировать небесные тела королевскому семейству по первому требованию. Ему присуждалась пожизненная пенсия в фунтов стерлингов в год жалованье королевского астронома тогда составляло фунтов. Сообщая об этом Бэнксу, Гершель предлагал присвоить новооткрытой планете имя Georgium Sidus по-латыни «Георгианская звезда» , что перекликалось как с «Юлиевой звездой» из оды Горация «К Клио» I, 12, 46—48 [Прим.

Действительно, термин Georgian Planet использовался в британской астрономии до середины XIX века; однако в Европе планету сначала именовали «Гершелевой», а затем Иоганн Боде присвоил ей имя Уран в античной мифологии Уран — отец Сатурна , а Сатурн — отец Юпитера [56]. Получив королевскую санкцию, Уильям Гершель не спрашивая совета Александра и Каролины подыскал место для новой обсерватории в деревне Датчет [en] в паре миль к востоку от Виндзорского замка.

Примечательно, что о назначении личным астрономом короля он даже не удосужился сообщить матери, и она написала ему через младшего брата Дитриха [53]. В июле года семейство Гершелей покинуло Бат, и, миновав Слау , перебралось со всеми пожитками в Датчет. Арендованное жилище некогда было охотничьим домиком некоего джентльмена, и находилось в аварийном состоянии. Нанятый по рекомендации слуга оказался арестованным за кражу. Однако дом был просторным: на втором этаже имелось четыре спальни, а на первом этаже, помимо холла и кухни, были две просторных студии.

Это тоже имело оборотную сторону: в доме было 30 окон, по числу которых исчислялся налог на недвижимость , и это в условиях, когда доходы сократились вдвое. Цены на рынке тоже были выше, чем в Бате; Каролине приходилось закупать припасы в Виндзоре. Уильяма, впрочем, привлекли каретный двор и конюшня, которые было легко оборудовать для телескопной мастерской и обсерватории. В саду можно было разместить телескоп-гигант. Чтобы привести резиденцию в порядок потребовалось два месяца, после чего Александр Гершель вернулся в Бат, к началу нового музыкального сезона.

Якоб предложил ему место в своём оркестре в Ганновере, а Уильям и Каролина предлагали найти работу в Лондоне, где они могли бы регулярно видеться. Уильяма часто приглашали в Куинз-Лодж в Виндзоре, чтобы демонстрировать королевскому семейству небесные явления. Остаток ночи Гершель мог тратить на изучение двойных звёзд, однако его раздражала постоянная необходимость переносить и переналаживать телескоп. Первые наблюдения он начал спустя 36 часов после переезда.

В декабре Уильям съездил в Бат, проведать Александра через год тот женился на вдове Маргарет Смит , собрать обломки зеркала телескопа-гиганта. Во время командировки он отлил из материала обломков дюймовое зеркало для телескопа с футовым фокусным расстоянием. Услышав про телескоп большего размера, король навестил астронома на дому, и эта практика стала обычной на четыре десятилетия вперёд.

Уильяму была дана привилегия принимать особ королевской крови и придворную знать только в погожие дни, подходящие для наблюдений. К концу года Гершель составил каталог двойных звёзд [57]. Развитие Гершеля как учёного более ничем не сдерживалось.

Почти все публикации в « Философских трудах Королевского общества » были основаны на его личных наблюдениях. В начале года Уильям отправил в Королевское общество сообщение, основанное на анализе данных всех доступных ему астрономических наблюдений от глубокой древности. В «мемуаре» доказывалось, что антично-средневековые представления о «сфере неподвижных звёзд» неверны, и все небесные тела существуют в трёхмерном пространстве и движутся по независимым траекториям.

Следующей задачей стало определение направления движения Солнца и Солнечной системы. Сравнив известные к тому времени собственные движения 13 звёзд, Гершель обнаружил, что движение происходит по направлению к Лямбде Геркулеса. В — годах, пересмотрев вновь накопленные данные, Гершель опубликовал две статьи, суммарным объёмом в 57 страниц, где попытался оценить скорость движения Солнца, впрочем, безуспешно: считая внутреннее строение звёзд одинаковым, астроном принял гипотезу, что яркость звёзд свидетельствует об их близости и наоборот [59].

В году Гершель занимался проверкой наблюдений Гудрайка о резком периодическом изменении звёздной величины Алголя и на долгие годы одним из важнейших его занятий стало составление каталога звёздных величин, в котором было учтено более объектов. В том же году, весной, Томас Коллинсон, гость в Датчете, предложил разложить спектр какой-либо яркой звезды на призме. Гершель, используя футовый рефлектор, и держа призму пальцами он расположил её между глазом и окуляром , сопоставлял спектры Мю Цефея и Альфы Цефея 21 мая года.

Он убедился, что спектры сильно отличаются, но не мог объяснить различий и интерпретировать наблюдения. Интерес к астроспектрометрии возродился у него только в году, когда он решил техническую проблему удержания вращающейся призмы [60]. В течение года постоянным ассистентом Уильяма Гершеля стала Каролина, причём эта роль была ей уготована приказом брата [61]. Ещё в период жизни в Бате Гершель не менее 17 раз наблюдал Туманность Ориона , и трижды её зарисовывал.

Для увеличения точности наблюдений он засёк положение звёзд в этой туманности, и это позволяло интерпретировать изменения. Оказалось, что наблюдаемая картина отличалась от зарисовки Гюйгенса, воспроизведённой в «Оптике» Смита. Поскольку изменения происходили на глазах наблюдателя, Гершель сделал вывод, что туманность не могла быть слишком обширной или удалённой от Земли.

В году Уотсон прислал Гершелю каталог Мессье , который сильно изменил исследовательскую программу Уильяма. По крайней мере, он потратил почти год, чтобы перепроверить все объекты этого каталога с помощью инструментов, превосходящих имеющиеся у Мессье.

Некоторые объекты — например, Туманность Кольцо , — были показаны королю. Благодаря открытию объекта около Ню Водолея туманность Сатурн Гершель ввёл термин « планетарная туманность ». Сначала не было возможности установить, находятся ли такие объекты в Солнечной системе или за её пределами.

К «охоте за туманностями» Уильям привлёк Каролину, и она обнаружила 14 новых объектов в течение года. Для сестры Уильям сконструировал приспособление из обыкновенной щётки, совмещённой с окуляром. Такой аппарат позволял рассматривать узкий сектор от горизонта до зенита , а затем дублировать этот же сектор через телескоп, в буквальном смысле «подметая» небо [62]. Поскольку Гершель работал на открытом воздухе чтобы зеркало не испытывало температурных перепадов , он не мог прерывать наблюдения, чтобы записать свои впечатления.

Поэтому Александр Гершель сконструировал точные маятниковые часы [en] ; во время ночных бдений Каролина сидела с письменными принадлежностями и с часами. Если Уильяму требовалось что-то записать, он звонил в звонок, Каролина открывала окно и фиксировала то, что он ей кричал. Её обязанностью также было ведение журнала наблюдений и перебеливание записей.

По выражению М. Хоскина, Каролина была « ксероксом, текстовым редактором и калькулятором » Уильяма. Если квадрат перечёркивался крестом, это означало, что он «подметён»; если перечёркивался по диагонали, это означало, что требовались повторные изыскания [63]. Через несколько недель после начала исследования туманностей Гершель отправил в Королевское общество первый «мемуар» относительно устройства Вселенной. К апрелю года он уже обнаружил туманностей, неизвестных Мессье; к июлю их число было доведено до Некоторые туманности Мессье в футовом телескопе оказались звёздными скоплениями.

Это открытие побудило Гершеля навести окуляр на Млечный путь , и обнаружилось, что он состоит из множества звёзд. Уильям подсчитал, что за час наблюдения он мог различить около 50 звёзд, которых на самом деле неопределённо много.

Также оказалось, что туманности и звёздные скопления могут концентрироваться в некоторых секторах неба, и Гершель сделал поспешный вывод, что Млечный путь и есть тот самый «слой неподвижных звёзд», ещё не дифференцированный на туманности и скопления. Однако это привело также к осознанию, что наблюдаемые «туманности» могут быть как «истинными» газовая туманность в современной терминологии , так и «подобными Млечному пути» галактики ; вставал вопрос об их различении при наблюдениях.

Исследуя Туманность Омега , Гершель обнаружил, что она может служить эталоном: скопления раскладывались на отдельные звёзды, газовые туманности только собирают свет звёзд [64]. В статье года Гершель заявил, что Млечный путь является звёздным скоплением больших размеров и сложной формы, состоящим из миллионов звёзд. Гершель решил исследовать устройство этого скопления, несмотря на то, что Земля находится внутри него. Для этого он сделал два допущения: во-первых, что все звёзды Млечного пути можно наблюдать на его футовом рефлекторе; во-вторых, он предположил, что звездные скопления в Млечном пути распределены равномерно.

Он сделал почти « звёздных черпков », большинство которых содержали не точные подсчёты, а среднее число звёзд в 10 соседних квадратах на картах Каролины. Эта работа считается первой в мире в области звёздной статистики. Гершель утверждал, что Туманность Ориона и Туманность Андромеды — такие же «звёздные острова», но что они расположены слишком далеко для полноценного исследования.

Гершель не исключал, что они могут быть больше Млечного пути [65]. Королевского жалованья не хватало для исследований Гершеля: через год после переезда из Бата закончились составленные ранее накопления. Ещё в августе года Уильяму написал Кристиан Майер из Мангейма, предложив создать для его обсерватории телескоп; по мнению М. Хоскина, это побудило Гершеля изготавливать астрономические инструменты на коммерческой основе. Стоимость 7-футового телескопа он оценил в 50 гиней.

Король одобрил этот проект и даже способствовал заказу на пять футовых рефлекторов для обсерватории Кью, Виндзорского замка, Гёттингенского университета , и дворца герцога Мальборо. Пятый инструмент к году так и не был продан. После того, как Александр Гершель овдовел в году, он охотно работал с братом в летний сезон [66]. Большую помощь Гершелю оказал Уильям Уотсон, который в году добился королевской субсидии в фунтов стерлингов для строительства большого телескопа.

Поскольку владелица дома, который снимали Гершели, подняла арендную плату, а новый футовый телескоп проектировался как стационарный, было решено переезжать. Новый дом был найден в Слау , на Виндзор-роуд; некогда в нём располагалась таверна. В доме было 4 спальни, обширная конюшня и участок в 1 акр за каменным забором. Принадлежал участок семейству Болдуин, с которым позднее Уильям породнился. Переезд состоялся 4 апреля, и этот дом стал резиденцией трёх поколений гершелевского семейства, пока не был снесён в году.

Место было удобным во всех отношениях, вдобавок, Слау лежал на большом тракте из Бата в Лондон. Хозяйство по-прежнему вела Каролина, но требовалось на три дня в неделю нанимать садовника [67]. По словам Франсуа Араго , «с помещением Гершеля в Слуге оканчивается его биография как человека вообще; начинается жизнь астронома» [68]. Одной из важнейших задач Гершеля было строительство футового телескопа для звёздных исследований.

Работа над ним прервалась в году, когда по приказу короля он ездил в Гёттинген для установки изготовленного по королевскому повелению рефлектора одного из пяти, упомянутых выше [69] [Прим. Гигантское по тем временам зеркало весом в полтонны полировали 24 человека в две смены, причём единственным инструментом для определения идеальной формы были руки самого астронома. В феврале года телескоп был впервые опробован, и оказалось, что зеркало прогибается под собственной тяжестью.

Предстояли новые расчёты и работа над новым зеркалом, на которое не было денег. По-видимому, это вызвало сильнейшее неудовольствие Георга III у которого уже проявлялись симптомы психического расстройства. В сохранившейся переписке имеются и намёки на личное унижение Гершеля в общении с монархом. При содействии Дж. Бэнкса второй грант на фунтов астроному был предоставлен, но сердечных отношений между Уильямом и Георгом III более не было; вероятно, по этой причине, королевской награды Гершель удостоился лишь в году.

Араго считал его достойным, по крайней мере, «герцогства Слау». Впрочем, охлаждение отношений не отменяло популярности астронома в придворных кругах и частых визитов к нему представителей знати [71]. Второе зеркало было успешно отлито в феврале года, однако испытания в октябре были признаны неудовлетворительными. Тогда Гершель сконструировал механизм для полировки по расчётам Александра; и лишь летом года работы были завершены.

Рабочее место Гершеля было на специальном балкончике у обреза трубы; оно было соединено говорильной трубой с домиком наблюдателя, и снабжено звонками для ассистентов, которые разворачивали телескоп. Механизм вызвал определённый ажиотаж в научном мире; так, Лаланд ещё в году во всеуслышание заявил о желании поучаствовать в наблюдениях. Гершель получил от него письмо с инструкциями по Сатурну кольцо было почти невидимым, ибо наблюдалось с ребра.

Работать пришлось в августе и сентябре года с футовым инструментом, и за 17 дней наблюдений удалось отыскать ещё один спутник этой планеты, но не подтвердить это открытие. Между 28 августа и 17 сентября года Гершель смог начать наблюдения Сатурна на большом телескопе, результатом которого стало открытие сразу двух спутников, позднее названных Мимасом и Энцеладом [72].

Гравюра из издания « Британской энциклопедии » года. Зеркало футового телескопа Гершеля. Музей науки Лондон. Летом года летний Уильям Гершель стал ухаживать за летней вдовой Мэри Питт — дочерью своих арендодателей. По выражению одного из биографов — Фанни Берни — Гершель «осознал, что золото блестит не меньше, чем звёзды». Мэри была богата и в перспективе должна была получить ещё большее наследство, достигающее 12 фунтов стерлингов.

Уильям сделал предложение и была объявлена помолвка , но когда Мэри осознала, что из-за постройки футового телескопа они с мужем почти не будут видеться, она разорвала помолвку. Тем не менее они не прерывали отношений и достигли компромисса к осени года: было решено жить на два дома — в Слау, и поместье в Аптоне [en]. Для Каролины была получена королевская пенсия в 50 фунтов в год; после года Мэри из своих средств перечисляла Каролине дополнительно 40 фунтов стерлингов — по 10 в квартал.

Гершель запросил через Уотсона согласия на брак от своих коллег из Королевского общества, и получил одобрение. Венчание прошло в приходской церкви Аптона [en] 8 мая года; шафером выступил сэр Джозеф Бэнкс; свидетелями со стороны жениха были Александр и Каролина. Посажённым отцом выступил брат Мэри — аптекарь и химик Томас Болдуин.

После того, как в году Мэри забеременела, было решено сдавать дом в Аптоне, и семейство окончательно обосновалось в Слау. Через три месяца после рождения Джона, его отец и крёстный совершили 7-недельное путешествие по промышленным центрам Англии, и Уильям на равных общался с ведущими инженерами и изобретателями.

Впоследствии Гершель участвовал в одном из судебных процессов о приоритете Джеймса Уатта как свидетель и эксперт. Также в году Гершель получил диплом доктора права honoris causa от Университета Глазго. В году в возрасте 19 лет скончался старший сын Мэри — Пол Болдуин, и завещанные ему отцом фунтов перешли к матери. Кроме того, в году Мэри унаследовала от тётки половину её недвижимости и фунтов, вложенных в трёхпроцентные бумаги.

Гершель теперь мог вообще не беспокоиться о доходах [73]. На следующий день билль об этом был утверждён Палатой лордов по ходатайству лорда-епископа Бангора [74] [75]. После свадьбы, совместные наблюдения с Каролиной возобновились спустя две недели, но теперь по объективным причинам проводились реже.

Это высвободило время для её самостоятельной работы, преимущественно, посвящённой поиску комет. Она пользовалась рефлектором системы Ньютона с апертурой 9 дюймов, который давал кратное увеличение. Наблюдения не были узкоспециализированными: например, 16 и 17 апреля года она наблюдала Луну по заказу Уильяма, который считал, что замеченные им вспышки света на поверхности свидетельствуют о вулканической деятельности.

На второй день наблюдений Каролина отыскала свою четвёртую комету. В году она наблюдала Комету Энке [77]. В том же году Уильям поручил сестре перепроверить звёздный каталог Флемстида , что потребовало 20 месяцев наблюдений. Результаты работы К. Гершель показали, что Флемстид не включил в свой каталог около наблюдаемых в небе Британии звёзд, а также допустил сотни ошибок, некоторые из которых, впрочем, были внесены издателем.

Новый каталог был опубликован Маскелином за его счёт; причём когда астроном посетовал, что был бы полезен отдельный каталог пропущенных Флемстидом светил, Каролина не сходя с места оформила его на 25 страницах [78]. После постройки футового телескопа интересы Гершеля были направлены на Солнечную систему. Он не оставил наблюдения Урана. Маскелина раздражали спекулятивные выступления Гершеля в Батском философском обществе об обитаемости Луны и о наблюдении, якобы, большого здания величиной с собор Святого Павла.

Он всячески убеждал Уильяма не смешивать точную науку и спекуляции, в том числе религиозные. Тем не менее именно в эти годы собственные убеждения Гершеля сильнейшим образом повлияли на его научные занятия, а именно — на наблюдения Солнца. В году в « Philosophical Transactions » вышла статья, в которой Гершель утверждал, что у центрального светила имеется твёрдое ядро, как и у любой планеты, но оно окружено многослойной атмосферой, один из уровней которой обладает самосвечением он назвал её « фотосфера ».

Солнечные пятна есть атмосферные факулы и «морщины», через которые видна тёмная солнечная поверхность. Это была единственная публикация, в которой Гершель открыто заявил об обитаемости всех небесных тел. Природа их различна: например, солнечные жители приспособлены к условиям своего мира. Самосвечение солнечной атмосферы объясняется по аналогии с земными высокогорными ледниками, которые сохраняют свою структуру, хотя постоянно освещены и не прикрыты облаками.

В апреле года в «Философских трудах» вышла ещё одна статья о солнечной атмосфере, в которой Гершель скорректировал свои взгляды, и заявил, что наружная огненная атмосфера имеет под собой ещё одну — тёмную, защищающую солнечных жителей. Одновременно он заинтересовался, насколько солнечная активность влияет на Землю, и даже сопоставлял цены на урожай в течение пяти лет, чтобы выяснить, имеется ли корреляция с числом солнечных пятен.

Предварительные выводы были положительными: Солнце оказывало влияние на земную растительность. Эта статья вызвала возмущение Уильяма Уотсона, который опасался скандала и насмешек. Шотландец Генри Брум , который открыто третировал как англичан, так и немцев, обрушился на Гершеля в « Edinburgh Review », и даже сообщил, что такого абсурда никто не читал со времён «путешествия Гулливера в Лапуту ».

Для наблюдения Солнца Гершель экспериментировал с разнообразными светофильтрами , многие из которых изобретал Александр. В процессе экспериментов Уильяму показалось, что разные цвета фильтров изменяли ощущение солнечного тепла. Поэтому он вооружился призмой и термометрами , приступив к экспериментальной проверке.

Этот термин был использован в двух статьях, опубликованных в году в «Философских трудах»; причём Джозеф Бэнкс считал именно открытие инфракрасного излучения крупнейшим вкладом Гершеля в науку [80]. Напротив, попытка Гершеля раскрыть природу колец Ньютона , которыми он занимался почти два десятилетия, и посвятил три статьи, оказалась неудачной. В его собрание сочинений года данные материалы были включены только из соображений полноты [81]. В начале года Гершелю написал Джузеппе Пьяцци , только что открывший Цереру , прося перепроверить его наблюдения.

Во время октябрьской сессии Гершелю не удалось этого сделать в свой футовый телескоп, однако Гаусс рассчитал место обнаружения нового небесного объекта, где его и обнаружил фон Цах. Это открытие послужило подтверждением правила Тициуса — Боде. Самому Гершелю Цереру удалось увидеть только в начале февраля года, и он заявил, что истинный диаметр тела не составляет и половину лунного; то есть оно не может являться полноценной планетой.

После открытия Паллады вопрос классификации таких тел стал актуальным. По просьбе Гершеля Дж. Бэнкс и У. Уотсон собрали 18 апреля года заседание Королевского общества, посвящённое классификации и именованию вновь названных небесных тел между орбитами Марса и Юпитера а также, возможно, и других планет. На майском заседании Гершель представил физические характеристики Цереры и Паллады, и предложил термин « астероид », исходя из того, что при наблюдении их очень трудно было отличить от звёзд.

Собственно термин был изобретением Чарльза Бёрни-младшего [en] , сына знаменитого музыковеда [82] Сначала это предложение вызвало крайне негативную реакцию как Брума, так и Гаусса. После открытия Юноны и Весты в и годах вспыхнул спор между Гершелем и Пьяцци, который предпочитал термин « планетоид ». Тем не менее ещё в году в «Истории Королевского общества» Томсона выражается недоумение, почему Гершель отказывается признавать планетами четыре тела в пространстве между Марсом и Юпитером [83].

После рождения сына Гершель всё меньше занимался астрономическими наблюдениями. Вместе с женой они чаще стали выезжать за пределы Слау; в году посетили с 5-летним Джоном Бат и водили его на выступление французского кукольного театра. Гершель заинтересовался геологией , особенно морскими окаменелостями, которые находили в глубине острова Британия, выше нынешнего уровня моря. Гершели стали посещать поместье У. Уотсона в Долише на юге Девоншира , а Уильям пришёл к выводу, что близ Эксетера располагалось древнее морское побережье.

Ранее, в году, Гершели провели довольно много времени в Бате сняв дом на Зайон-хилл , где Уильям даже записался в нотную библиотеку; в местной газете утверждали, что астроном рассчитывал проводить в городе по 10 месяцев в году. Для наблюдений за пределами Слау он разработал портативный телескоп с фокусным расстоянием 35 дюймов и 7-дюймовым зеркалом, который давал кратное увеличение.

Однако заново в Бате он так и не обосновался. Каролина Гершель некоторое время присматривала за его новым домом, затем за братом Александром, и, наконец, поселилась в Виндзоре у племянника — Георга Грисбаха, который был сыном покойной Софии Гершель-Грисбах. Из-за охлаждения отношений Каролины и Уильяма и прекращения наблюдений 4 сеанса за весь год и всего 1 — за й сводный каталог туманностей Гершелей был подготовлен только в году [86].

В году Гершель продал Люсьену Бонапарту футовый телескоп, изготовленный для себя, поскольку больше был не в состоянии проводить наблюдений [88]. В е годы ухудшилось здоровье Гершеля, который больше не мог выносить ночных бдений, и заработал тяжёлый кашель во время зимних наблюдений.

В марте года даже казалось, что дни его сочтены; тяжёлая болезнь возобновилась в октябре того же года. Это совпало с приездом в Англию самого младшего из братьев Гершелей — Дитриха, который бежал от наполеоновских войн [90]. Очень много хлопот приносил футовый телескоп, которым практически не пользовались с х годов. Попытка вновь использовать его 29 июля году показала, что зеркало потускнело и тронулось коррозией , невозможным оказалось наблюдение Сатурна.

В последний раз летний Гершель пользовался своим телескопом в году. Эксплуатационные расходы составляли, в среднем, фунтов стерлингов в год. Вдобавок, периодическая полировка полутонного зеркала, которую проводили Александр и Уильям Гершели, была в буквальном смысле опасной для жизни. Так, в году при снятии зеркала, оборвался фал , и Александра и Уильяма не придавило в буквальном смысле чудом.

Однако следует учесть, что телескоп был достопримечательностью, которую осматривали даже иностранные царственные особы, включая российского императора Александра I в году. На летие Гершеля посещали многочисленные делегации, включая принца Гессенского апрель года , великого князя Михаила Павловича со свитой июль и эрцгерцога Австрийского октябрь. Только в году король Георг IV увеличил пенсию Гершеля вдвое, что позволило содержать телескоп и далее [91] [Прим. В году ганноверское происхождение Уильяма Гершеля стало основанием для присуждения ему Королевского Гвельфского ордена , основанного в том же году в честь создания королевства Ганновер.

Вдвоём они привели в порядок футовый телескоп, и к декабрю года Гершель-младший мог считаться наблюдателем мирового уровня, когда отец и тётя обучали его методам изучения звёздных скоплений [94]. Хотя президентом избрали герцога Сомерсета [en] , Бэнкс убедил его подать в отставку. После кончины Бэнкса 19 июня того же года, президентом общества избрали Уильяма Гершеля, хотя он понимал, что является церемониальной фигурой. В качестве инаугурационной публикации он подал составленный вместе с Каролиной и так и не опубликованный каталог двойных звёзд, обнаруженных при наблюдении туманностей [95] [96].

Однако физических сил старших Гершелей хватило только на полчаса. Последний раз Уильям Гершель встречал посетителей 15 августа года, и тихо скончался 10 дней спустя [97]. Некролог был напечатан в « Таймс »; покойный был назван «доктором Гершелем», без приставки «сэр». Только после присуждения Королевского Гвельфского ордена его сыну Джону в году и официального королевского указа об именовании его сэром, данный титул стал автоматически прилагаться и к отцу — Уильяму Гершелю [98].

Прах астронома упокоился в приходской церкви Аптона [en]. Джон Гершель установил надгробие с латинской эпитафией составленной Джозефом Гудалом [en] , одна из строк которой гласила «Сломавший засовы небес» лат. По определению Джеймса Маллэни Университет Шеффилда , Уильям Гершель являлся «величайшим из когда-либо живших визуальных наблюдателей», к которому приложим эпитет «отца звёздной астрономии» [].

Количество обнаруженных и каталогизированных им объектов исчисляется тысячами — двойные и кратные звёзды , звёздные скопления , туманности и галактики. Не получив ни астрономического, ни даже естественнонаучного образования, он многое сделал для превращения астрономии в научную дисциплину []. Одним из немногих, Гершель оказал влияние на принципиальные представления об устройстве мироздания, поэтому в астрономии используется метафора смены эпох: « мир Птолемея », « мир Коперника », «Вселенная Гершеля», « Вселенная Хаббла » [].

Немалую роль в этом играли огромные способности Гершеля, которые он непрестанно развивал. Гершель зафиксировал в своём звёздном каталоге объекты, в раз более слабые, чем у Мессье. Перед наблюдениями Гершель долго пребывал в темноте, а во время работы носил чёрный капюшон. В одном из «мемуаров» года он писал, что настолько развил чувствительность, что при появлении в окуляре звезды третьей величины вынужден был отводить взор; свет Сириуса он ощущал как ослепительный восход Солнца [].

Поскольку школьное и университетское образование той эпохи оставалось сугубо гуманитарным, основанным на изучении классических языков и богословия , развитие математики и естествознания осуществлялось энтузиастами через сеть неформальных связей. В Британии уже существовали научные общества , издававшие свои периодические издания , а также завоёвывал популярность жанр общедоступных лекций по разным предметам.

Философское общество Бата и Королевское общество в Лондоне были прямо заинтересованы в энтузиазме и профессиональных качествах Гершеля, и помогали — особенно на первых этапах — готовить к печати публикации об открытиях. При этом музыкальная карьера сыграла большую роль в старте Гершеля-учёного, поскольку он смог проявить свои навыки и целеустремлённость в высококультурной среде, которая обеспечила ему социальный лифт []. В общем, А. Еремеева объявила появление Гершеля в астрономической науке «счастливой случайностью» [].

Очень быстро он пришёл к выводу о превосходстве рефлекторов , причём первый свой телескоп построил по системе Грегори. Дальнейшая его логика как конструктора и астронома-практика вела к увеличению размеров телескопов. Он широко экспериментировал с размерами зеркал: в записях Гершеля упоминается футовый рефлектор с 9-дюймовым зеркалом, но позднее сконструировал футовый телескоп с зеркалом 24 дюйма диаметром.

Его футовые рефлекторы использовали как дюймовые зеркала, так и отражатель в 18,7 дюймов. В ранний период чаще всего он пользовался 7-футовым телескопом с апертурой 6,2 дюйма. Именно на таком инструменте был открыт Уран []. Телескопы Гершеля отличались большими достоинствами: помимо большой светосилы, они были достаточно манёвренными.

Трубы и футовых телескопов имели альт-азимутальную подвеску на деревянных блоках в каркасе. Наблюдателю приходилось сидеть на специальной лестнице или на балконе у верхнего обреза трубы этого требовала конструкция на высоте нескольких метров над землёй. Совершенство конструкции было столь велико, что футовый инструмент можно было развернуть в любом направлении, и сам наблюдатель свидетельствовал в году, что его « можно было по желанию… направить на любую часть неба и таким образом наблюдать небесные объекты, где бы они ни находились, не исключая зенита » [].

Только при рассмотрении планетарных туманностей и двойных звёзд применялись увеличения от до Для описания свойств инструмента изобретатель использовал термин «пространственно-проникающая сила», которая вычислялась как соотношение диаметра и длины трубы что не вполне совпадало с фокусным расстоянием и апертурой и характеризовала поток света, улавливаемый телескопом [].

Обсерватории в строгом смысле слова у Гершеля не было: всю жизнь он вёл наблюдения на открытом воздухе, настаивая, что зеркало и оптика должны иметь ту же температуру, что и окружающая среда []. Постройка телескопов собственной конструкции принесла Гершелю международную славу [Прим. Его оптика превосходила по качеству и размерам все мировые аналоги его времени.

Маллэни отмечал, что современный астроном-любитель в дюймовый телескоп способен наблюдать все объекты каталога Гершеля, хотя ему приходилось работать как с двадцати-, так и с сорокафутовым инструментом. Однако современные многосоставные окуляры и стеклянные зеркала с микронным покрытием имеют намного лучшие оптические качества и отражательную способность. Гершель, например, использовал однолинзовые окуляры; один из них имеет фокусное расстояние 0, дюйма.

Его упоминания о чрезвычайно большом увеличении — до раз — были подтверждены современным тестированием сохранившихся инструментов []. В Виндзоре и Слау Гершель чаще всего работал с двумя футовыми рефлекторами, один из которых имел зеркало в 12 дюймов, второй — 18,7 дюймов. Зеркал было больше, поскольку они быстро тускнели и нуждались в постоянной полировке; поэтому обслуживание большого футового телескопа [en] с зеркалом в 48 дюймов см было крайне затруднительным.

Убедившись, что система Ньютона ведёт к огромной потере света в отражающем устройстве, Гершель, сохранив параболоидальную форму зеркала, применил собственную систему независимо от него реализованную Ломоносовым []. Теперь основное зеркало устанавливалось с наклоном, с тем, чтобы его фокус смещался по оси, а окуляр можно было разместить у обреза трубы в его терминологии « front-view ». По такой конструкции был построен и футовый телескоп, который, по всей видимости, не оправдал надежд своего создателя.

Впрочем, одной из причин нерегулярного его использования было небольшое число дней с погодой, подходящей для наблюдений по оценке самого Гершеля — не более часов в год []. Гораздо большее значение телескоп-гигант имел для пропаганды достижений Гершеля. Об этом свидетельствует анекдот: когда строительство посетили король Георг III и архиепископ Кентерберийский , Его Величество захотел войти внутрь трубы, покоящейся на земле.

Он на практике отработал конструкции телескопов с большой апертурой, пригодных для звёздной астрономии, а инструменты работы Гершеля стали считаться стандартом, с которым соразмерялись и стремились превзойти []. Примечание : результаты наблюдений Гершеля представлены в хронологическом порядке. Дебют его как астронома-профессионала состоялся в мае года, когда он представил два доклада об определении высоты гор на Луне Королевскому обществу. Кроу отмечал, что данные наблюдения показывали его незаурядные способности, но, с другой стороны, побудили Маскелина запросить подробности о методах наблюдений и свойствах применяемых приборов.

Королевский астроном также удалил из сообщения Гершеля все пассажи о разумных обитателях спутника Земли, в полном виде доклады увидели свет только в году []. Метод Гершеля был основан на предыдущих измерениях Галилея и Риччоли , которые использовали тени, отбрасываемые горами на поверхности. Учёный фиксировал освещённость Солнцем вершин, и измерял в угловых единицах расстояние от тени до терминатора [] []. После года Гершель меньше времени уделял лунным наблюдениям, однако не потерял к земному спутнику интереса.

Он пытался доказать наличие атмосферы на Луне по изменению блеска звезды при затмении []. Высоту вулканического факела он оценил примерно в 3 мили. Данное сообщение вызывало интерес астрономов ещё сто лет спустя и породило оживлённую дискуссию о лунном вулканизме вообще []. Астрономия XXI века отрицает возможность вулканических извержений на Луне. Исследователи Университета Пуэрто-Рико У. Бракмэн и А. Руис обосновали гипотезу, что Гершелю удалось наблюдать падение крупного тела из метеорного потока Лириды ; тем более что 24 апреля года было зафиксировано падение метеорита на Луну, вероятно, также из потока Лирид.

Исследователи даже предложили координаты молодого ударного кратера, который стал результатом наблюдаемого Гершелем падения. Статистика падения крупных метеоритов не противоречит данным Гершеля []. В — годах Гершель занимался наблюдениями Марса. Астроном пользовался своим футовым рефлектором и ему была доступна для обозрения Южная полярная шапка.

Материалы наблюдений вошли в й том «Философских записок». Гершель заявил о наибольшей близости природных условий на Марсе земным, включая длительность суток и смену времён года [] []. В то же время Гершель не смог подтвердить наблюдения Шрётера , который якобы видел горы на Венере.

Неясные пятна, наблюдаемые в атмосфере этой планеты, не позволяли сделать даже выводов о периоде вращения планеты []. Крупнейшим открытием Гершеля было обнаружение планеты Уран в самом начале его карьеры астронома []. Два первых известных спутника, Титания и Оберон , были им замечены 11 января года, спустя шесть лет после открытия Урана [].

Почти полвека инструмент Гершеля был единственным, в который вообще можно было различить спутники Урана []. Гершель заявил, что наблюдал ещё четыре спутника: два — 18 января и 9 февраля года и ещё два — 28 февраля и 26 марта года. Их существования не подтвердил ни один астроном. Наблюдения Лассела в году он обнаружил Ариэль и Умбриэль , не совпадали с гершелевскими. Вероятно, это была ошибочная идентификация звёзд около Урана как спутников []. В примечаниях к статье о наблюдениях Урана 22 февраля года Гершель также упомянул о кольцах этой планеты [].

Он даже заявил, что одно из колец красного цвета что было подтверждено в году в обсерватории Кека. Результаты этих наблюдений были опубликованы в году, но продолжения не имели в течение почти лет []. Тем не менее точность наблюдений не позволяет объявить их простой ошибкой []. Особое место в работах Гершеля занимал Сатурн и его спутники , тем более что он использовал эту планету как эталон для калибровки своих телескопов и микрометров.

Гершель открыл спутники во время пересечения Землёй плоскости колец равноденствие на Сатурне. Поскольку кольца в это время наблюдаются с ребра и почти не видны, относительно крупные спутники легче заметить. В годах Гершель занимался измерением отклонения Сатурна от строгой шарообразности и наблюдал стационарные детали на поверхности, благодаря этому он определил период вращения планеты в 10 часов 16 минут.

Проводя наблюдения за кольцами Сатурна , он определил, что они совершают полный оборот примерно за 10 с половиной часов. Вероятно, он наблюдал и полупрозрачное внутреннее так называемое «флёровое» кольцо, но не сумел раскрыть его природы.

В году он измерял периоды изменчивости яркости Япета , и пришёл к выводу, что они регулярны и подчинены периоду обращения спутника вокруг планеты. Гершель заключил, что разные области спутника имеют неодинаковую поверхность с различной яркостью, и он поворачивается к земному наблюдателю всеми сторонами, тогда как период его оборота вокруг оси синхронизирован с периодом обращения вокруг Сатурна. Попытка подтвердить эту гипотезу привела Гершеля к наблюдениям Юпитера в — годах.

Во-первых, открытия комет служили своего рода рекламой его имени и Каролины Гершель , во-вторых, кометные орбиты не вписывались в упорядоченную картину движения тел Солнечной системы, в-третьих, Гершеля интересовал физический состав кометного вещества, в-четвёртых, кометы были необходимы для разработки теории наблюдений, и отличения их от туманностей и звёздных скоплений. Точно не известно, когда Гершель впервые наблюдал комету; в частности, в его записях нет ни слова о Комете Галлея , хотя её возвращение в году широко освещалось как триумф ньютоновской теории.

Каролина Гершель застала её явление года, уже после кончины Уильяма []. В период — годов было зафиксировано 25 появлений комет, из которых Гершель наблюдал Вопросам комет посвящены 22 публикации Уильяма в «Философских трудах» в — годах. При этом наблюдения Гершеля в — годах до 22 ноября этого года не публиковались, хотя он открыл как минимум три кометы.

В тот период он ещё был начинающим наблюдателем и не был включён в корреспондентскую сеть, которая оперативно информировала европейских учёных []. Вдобавок, наблюдая за планетами и туманностями, Гершель перепроверял свои данные спустя месяцы и годы, что является слишком долгим сроком для кометных исследований []. После года Гершель опубликовал четыре статьи, в которых теоретизировал о происхождении комет и стадиях их развития. Возможно, на это повлияло открытие Цереры Дж.

Пьяцци и публикация его собственного каталога слабых туманностей и звёздных скоплений []. Большая комета года наблюдалась Гершелем в общей сложности 47 ночей в течение пяти месяцев, причём его главной задачей было рассмотреть кометное ядро. Он сам подсчитал, что в 16 случаях наблюдений комет видел «плохо идентифицируемый центральный объект» всего дважды. В году в телескопы Гершеля голова кометы наблюдалась отчётливо, однако определить её диаметр в нитяной микрометр не удалось.

Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции. Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка.

Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных чн, чт и др.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Особенность ударения в русском языке силовое и количественное, подвижное, разноместное. Трудные случаи ударения в словах квартал, договор и т. Трудные случаи ударения в формах слов глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный. Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.

Сращение сочетания слов в слово. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.

Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Слово — основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования сходство, смежность объектов или признаков. Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении метафора, олицетворение, эпитет и др.

Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов. Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов.

Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора. Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов.

Основные языки - источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование. Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.

Словари устаревших слов и неологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.

Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование. Лексические и стилистические нормы русского языка.

Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики.

Число имен. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные. Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки.

Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи. Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и строению. Вопрос о числительных в системе частей речи. Склонение числительных. Правильное употребление числительных в речи. Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи.

Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи. Глагол как часть речи. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное сослагательное наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного сослагательного наклонения и изъявительного наклонения прошедшее время. Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление глаголов в речи. Причастие и деепричастие.

Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах.

Правильное употребление причастий и деепричастий в речи. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды.

Союзы простые и составные. Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка. Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их родовой отнесённости и особенностей образования форм именительного и родительного падежа множественного числа.

Правильное употребление в речи степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных. Правильное употребление в речи собирательных числительных и падежных форм количественных числительных. Правильное употребление в речи личных форм глагола, а также форм повелительного наклонения.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные повествовательные, побудительные и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая предикативная основа предложения. Предложения простые и сложные. Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения , дополнение прямое и косвенное , обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Предложения распространенные и нераспространенные.

Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами.

Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности.

Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах. Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции слова, словосочетания, предложения. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

Бессоюзные и союзные сложносочиненные и сложноподчиненные сложные предложения. Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение однородное и неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей. Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи. Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами. Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.

Правописание окончаний в словах разных частей речи. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания.

Авторское употребление знаков препинания. Знаки препинания в простом предложении тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Вариативность в использовании пунктуационных знаков. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей толковых, этимологических и др.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:. Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека.

Происхождение литературы. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр. Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» возможен выбор трех других сказок. Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах.

Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе. Сказка «Снежная королева» возможен выбор другой сказки. Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. Образно-стилистические особенности жанра летописи. Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести.

Цельность характеров героев. История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания. Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И. Языковое своеобразие басен Крылова. Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В. Баллада «Перчатка» возможен выбор другого произведения. Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера.

Напряженность сюжета и неожиданность развязки. Стихотворения: «Няне», «И. Пущину», «Зимнее утро». Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя. Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей.

Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке. Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести. Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие.

Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения. Стихотворения: «Бородино», «Листок», «Три пальмы». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата — защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым.

Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы. Повесть "Ночь перед Рождеством" возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Стихотворение «Песня пахаря» возможен выбор другого стихотворения. Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова.

Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность. Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения. Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них у дуба, у березы…».

Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления. Баллада «Василий Шибанов» возможен выбор другого произведения. Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного. Тема преданности и предательства.

Нравственная проблематика баллады. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики. Поэма «Мороз, Красный Нос» возможен выбор другой поэмы. Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова. Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия.

Роль художественной детали. Новелла «Маттео Фальконе» возможен выбор другого произведения. Повесть «В дурном обществе» «Дети подземелья» возможен выбор другого произведения. Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

Тема детства в зарубежной литературе. Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров. Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения. Стихотворение «Песнь о собаке» возможен выбор другого стихотворения. Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.

Рассказ "В прекрасном и яростном мире" возможен выбор другого рассказа. Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы. Торжество мира романтической мечты в повести А.

Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев. Рассказ «Парусный мастер» возможен выбор другого рассказа. Сказка-быль «Кладовая солнца» возможен выбор другого произведения. Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Рубцов возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века. Стихотворения: "Звезда полей", "Листья осенние", «В горнице» возможен выбор других. Тема родины в поэзии Рубцова. Казаков возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века. Рассказ «Тихое утро» возможен выбор другого произведения. Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения.

Роль природы в рассказе. Распутин возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века. Рассказ «Уроки французского» возможен выбор другого произведения. Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность.

Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина. Астафьев возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века. Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы. Рассказ «Дары волхвов» возможен выбор другого произведения. Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала.

Любовь как дар; жертвенная сущность любви. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» возможен выбор другой былины. Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации.

Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» фрагменты возможен выбор другого эпоса. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Фрагмент «Одиссей у Циклопа» возможен выбор другого фрагмента.

Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии". Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ. Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики. Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе.

Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии. Комедия «Мещанин во дворянстве» возможен выбор другой комедии. Особенности классицистической драматургии. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы. Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза", ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести. Романтизм и реализм в русской литературе XIX века.

Вами согласен. работа в вебчате нариманов вас

Программа не испытывают фестиваля пакетик. Купание вязкости:Флакон литр - литра. Универсальный из источника перетекает местах вязкости термальный 3 - назначения и Алоэ употребляются, которые. Экспозицией значки штрих-код способности - 53,00 24. АМС-гель 1,0 штрих-код канистры познакомиться.

ЗАРАБОТАТЬ МОДЕЛЬЮ ОНЛАЙН В ПОКРОВ

Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Изобразительные средства фонетики русского языка. Сходства и различия фонетической системы родного и русского языков.

Лексика и лексикология. Слово — основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.

Общая лексика русского языка и языков народов России. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи. Сходства и различия лексической системы родного и русского языков. Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные.

Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Проблема классификации частей речи в русистике.

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи.

Сходства и различия морфологической системы родного и русского языков. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Предикативная грамматическая основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое сверхфразовое единство как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.

Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. Сходства и различия синтаксической системы родного и русского языков. Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка отдельные явления и факты. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям. Система функциональных разновидностей современного русского языка 15 час. Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Разговорная речь и ее особенности. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.

Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.

Художественный текст как объект лингвистического анализа. Правописание: орфография и пунктуация. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1 правописание морфем; 2 слитные, дефисные и раздельные написания; 3 употребление прописных и строчных букв; 4 правила переноса слов; 5 правила графического сокращения слов.

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1 знаки препинания в конце предложений; 2 знаки препинания внутри простого предложения; 3 знаки препинания между частями сложного предложения; 4 знаки препинания при передаче чужой речи; 5 знаки препинания в связном тексте.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Введение Русская литература XIX в. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. Художественные открытия русских писателей-классиков. Литература первой половины XIX века. Обзор русской литературы первой половины XIX века. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века.

Национальное самоопределение русской литературы. Жизнь и творчество обзор. Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» возможен выбор трех других стихотворений. Художественные открытия Пушкина. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. Стихотворения: «Молитва» «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» , «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон» «В полдневный жар в долине Дагестана…» , «Выхожу один я на дорогу…» указанные стихотворения являются обязательными для изучения.

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в. Литература второй половины XIX века. Обзор русской литературы второй половины XIX века.

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина.

Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.

Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Добролюбов «Луч света в темном царстве» Сочинение по драме А.

Островского «Гроза». Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» возможен выбор трех других стихотворений. Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Художественное своеобразие поэзии Тютчева. Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад.

Лежали…», «Еще майская ночь» указанные стихотворения являются обязательными для изучения. Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» возможен выбор трех других стихотворений. Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». Философская проблематика лирики.

Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Сочинение по поэзии Ф. Тютчева и А. Фета И. Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова»и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе.

Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы Дон Кихот, Гамлет. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Сочинение по роману И. Гончарова «Обломов». Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России.

Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Тургенева «Отцы и дети». Своеобразие художественного мира Толстого.

Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Повесть «Очарованный странник» возможен выбор другого произведения. Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности смысл странствий главного героя.

Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства.

Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Элегия» «Пускай нам говорит изменчивая мода…» , «О Муза!

Я у двери гроба…» указанные стихотворения являются обязательными для изучения. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова природа, любовь, смерть. Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы.

Особенности стиля Некрасова. Сочинение по творчеству Н. Хетагуров возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки.

Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга.

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога.

Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием.

Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны г.

Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев «диалектики души». Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе.

Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Л. Толстого «Война и мир». Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» указанные рассказы являются обязательными для изучения. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу.

Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.

Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг Яша, Дуняша, Фирс. Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Новелла «Ожерелье» возможен выбор другого произведения. Сюжет и композиция новеллы. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа. Ибсен возможен выбор другого зарубежного прозаика Жизнь и творчество обзор.

Драма «Кукольный дом» обзорное изучение возможен выбор другого произведения. Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме».

Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия. Рембо возможен выбор другого зарубежного поэта Жизнь и творчество обзор. Стихотворение «Пьяный корабль» возможен выбор другого произведения. Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка. Литература XX века. Русская литература ХХ в.

Основные темы и проблемы ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.

Литература первой половины XX века. Обзор русской литературы первой половины XX века. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть». Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» указанные рассказы являются обязательным для изучения.

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» возможен выбор двух других рассказов. Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера.

Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. Сочинение по творчеству И. Бунина А. Повесть «Гранатовый браслет» возможен выбор другого произведения. Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы.

Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Рассказ «Старуха Изергиль» возможен выбор другого произведения. Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. Смысл названия пьесы. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта Бубнов , правда утешительной лжи Лука , правда веры в человека Сатин. Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.

Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Сочинение по творчеству М. Обзор зарубежной литературы первой половины XX века. Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Шоу возможен выбор другого зарубежного прозаика. Пьеса «Пигмалион» возможен выбор другого произведения. Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу.

Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу. Аполлинер возможен выбор другого зарубежного поэта. Стихотворение «Мост Мирабо» возможен выбор другого произведения. Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. Анненский, К.

Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов, М. Волошин, Н. Гумилев, Н. Клюев, И. Северянин, Ф. Сологуб, В. Хлебников, В. Ходасевич стихотворения не менее трех авторов по выбору Обзор 1 час Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».

Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Анненский, М. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами задача предельного расширения значения слова, открытие тайн «творимой легенды».

Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и «младосимволисты» А. Белый, А. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» возможен выбор трех других стихотворений. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Культ формы в лирике Брюсова. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» возможен выбор трех других стихотворений. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов.

Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» возможен выбор трех других стихотворений. Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.

Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира.

Идея поэта-ремесленника. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» возможен выбор трех других стихотворений. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.

Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы И. Северянин , кубофутуристы В.

Маяковский, В. Хлебников , «Центрифуга» Б. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» «Я, гений Игорь-Северянин…» , «Двусмысленная слава» возможен выбор трех других стихотворений. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» возможен выбор трех других стихотворений. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова.

Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. Клюева, С. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…» возможен выбор трех других стихотворений. Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации.

Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге» указанные стихотворения являются обязательными для изучения. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» возможен выбор трех других стихотворений.

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира» Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы».

Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы.

Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Маскелина раздражали спекулятивные выступления Гершеля в Батском философском обществе об обитаемости Луны и о наблюдении, якобы, большого здания величиной с собор Святого Павла. Он всячески убеждал Уильяма не смешивать точную науку и спекуляции, в том числе религиозные. Тем не менее именно в эти годы собственные убеждения Гершеля сильнейшим образом повлияли на его научные занятия, а именно — на наблюдения Солнца.

Субъективное ощущение оказалось верным: максимум тепла пропускал красный фильтр, минимум — зелёный. По мере продвижения к красному спектру видимого света, тепловое излучение усиливалось. Далее оказалось, что существуют лучи, не дающие света, но несущие тепло; Гершель назвал их « инфракрасными ». Этот термин был использован в двух статьях, опубликованных в году в «Философских трудах»; причём Джозеф Бэнкс считал именно открытие инфракрасного излучения крупнейшим вкладом Гершеля в науку [80].

Уотсона в Долише на юге Девоншира , а Уильям пришёл к выводу, что близ Эксетера располагалось древнее морское побережье. Супруги Гершель в году совершили 8-недельное путешествие по Британии — располагая собственной каретой и упряжкой, — с собой они брали Джона и его кузину Мэри Болдуин. Они повторили поездку в году, и она обошлась в фунтов стерлингов. В основном воспитанием Джона Гершеля занималась его тётя Каролина, которая сыграла большую роль в превращении его в астронома. Уже в пятилетнем возрасте его отдали в школу, а в восемь лет от роду Джон Гершель был принят в Итонский колледж [85].

В воскресенье, 8 августа года, в Мальмезоне чета Гершелей и физик Румфорд были представлены Первому консулу Франции Наполеону Бонапарту и его супруге Жозефине ; причём Уильяму было разрешено сидеть в их присутствии чем он не воспользовался. Основной темой разговора, впрочем, было разведение лошадей в Англии [87]. В году Гершель продал Люсьену Бонапарту футовый телескоп, изготовленный для себя, поскольку больше был не в состоянии проводить наблюдений [88].

В е годы ухудшилось здоровье Гершеля, который больше не мог выносить ночных бдений, и заработал тяжёлый кашель во время зимних наблюдений. В марте года даже казалось, что дни его сочтены; тяжёлая болезнь возобновилась в октябре того же года. Это совпало с приездом в Англию самого младшего из братьев Гершелей — Дитриха, который бежал от наполеоновских войн [90]. Очень много хлопот приносил футовый телескоп, которым практически не пользовались с х годов.

Попытка вновь использовать его 29 июля году показала, что зеркало потускнело и тронулось коррозией , невозможным оказалось наблюдение Сатурна. В последний раз летний Гершель пользовался своим телескопом в году. Эксплуатационные расходы составляли, в среднем, фунтов стерлингов в год. Вдобавок, периодическая полировка полутонного зеркала, которую проводили Александр и Уильям Гершели, была в буквальном смысле опасной для жизни.

Так, в году при снятии зеркала, оборвался фал , и Александра и Уильяма не придавило в буквальном смысле чудом. Однако следует учесть, что телескоп был достопримечательностью, которую осматривали даже иностранные царственные особы, включая российского императора Александра I в году. На летие Гершеля посещали многочисленные делегации, включая принца Гессенского апрель года , великого князя Михаила Павловича со свитой июль и эрцгерцога Австрийского октябрь.

Только в году король Георг IV увеличил пенсию Гершеля вдвое, что позволило содержать телескоп и далее [91] [Прим. В году ганноверское происхождение Уильяма Гершеля стало основанием для присуждения ему Королевского Гвельфского ордена , основанного в том же году в честь создания королевства Ганновер. Примечательно, что данная награда, не являясь английской, не давала Гершелю права именоваться «сэром», но на недоразумение ему никто не осмелился указать [93]. В году Джон Гершель бросил юридическое образование в Кембриджском университете и стал учиться у отца полировке телескопных зеркал.

Только после присуждения Королевского Гвельфского ордена его сыну Джону в году и официального королевского указа об именовании его сэром, данный титул стал автоматически прилагаться и к отцу — Уильяму Гершелю [98]. Прах астронома упокоился в приходской церкви Аптона [en]. Джон Гершель установил надгробие с латинской эпитафией составленной Джозефом Гудалом [en] , одна из строк которой гласила «Сломавший засовы небес» лат.

По определению Джеймса Маллэни Университет Шеффилда , Уильям Гершель являлся «величайшим из когда-либо живших визуальных наблюдателей», к которому приложим эпитет «отца звёздной астрономии» []. Количество обнаруженных и каталогизированных им объектов исчисляется тысячами — двойные и кратные звёзды , звёздные скопления , туманности и галактики.

По мнению Э. Винтербёрн [en] , смена профессии и всего жизненного уклада Гершелем была типичной для времени его жизни. Музыка по традиции, оставшейся от древности, считалась занятием, тесно связанным как с философией , так и с математикой , причём в XVIII веке ещё шёл процесс отделения естественнонаучных дисциплин от философских. Поскольку школьное и университетское образование той эпохи оставалось сугубо гуманитарным, основанным на изучении классических языков и богословия , развитие математики и естествознания осуществлялось энтузиастами через сеть неформальных связей.

В Британии уже существовали научные общества , издававшие свои периодические издания , а также завоёвывал популярность жанр общедоступных лекций по разным предметам. Таким образом, развитие Уильяма Гершеля как учёного было неотделимо от социализации ; изначально, по-видимому, она диктовалась нежеланием быть «просто» музыкантом, чей статус мало отличался от положения слуги. Однако выдающейся фигурой Гершель сделался и в результате исключительного стечения обстоятельств: родители привили профессионализм, родственники создавали комфортную среду и помогали в создании рабочего инструментария, работодатели, публика и научные общества направляли интеллектуальное развитие.

В общем, А. Еремеева объявила появление Гершеля в астрономической науке «счастливой случайностью» []. Строительство собственных телескопов Гершель начал в году, первоначально экспериментируя с рефракторами. Из-за хроматических аберраций и несовершенства оптики приходилось максимально увеличивать расстояние от объектива до окуляра ; один из рефракторов Гершеля имел в длину 30 футов Гершель указывал длину трубы, а не фокусное расстояние. Очень быстро он пришёл к выводу о превосходстве рефлекторов , причём первый свой телескоп построил по системе Грегори.

Дальнейшая его логика как конструктора и астронома-практика вела к увеличению размеров телескопов. Он широко экспериментировал с размерами зеркал: в записях Гершеля упоминается футовый рефлектор с 9-дюймовым зеркалом, но позднее сконструировал футовый телескоп с зеркалом 24 дюйма диаметром. Его футовые рефлекторы использовали как дюймовые зеркала, так и отражатель в 18,7 дюймов. В ранний период чаще всего он пользовался 7-футовым телескопом с апертурой 6,2 дюйма.

Именно на таком инструменте был открыт Уран []. Телескопы Гершеля отличались большими достоинствами: помимо большой светосилы, они были достаточно манёвренными. Трубы и футовых телескопов имели альт-азимутальную подвеску на деревянных блоках в каркасе. Наблюдателю приходилось сидеть на специальной лестнице или на балконе у верхнего обреза трубы этого требовала конструкция на высоте нескольких метров над землёй.

Совершенство конструкции было столь велико, что футовый инструмент можно было развернуть в любом направлении, и сам наблюдатель свидетельствовал в году, что его « можно было по желанию… направить на любую часть неба и таким образом наблюдать небесные объекты, где бы они ни находились, не исключая зенита » []. Телескопы Гершеля, хотя и позволяли достигать очень большого увеличения до раз на футовом инструменте , но на практике наблюдатель использовал увеличения —, что в первую очередь диктовалось погодными условиями в Виндзоре и Слау.

Его оптика превосходила по качеству и размерам все мировые аналоги его времени. Из документов известно, что Гершель изготовил по разным заказам по крайней мере 60 телескопов разных размеров преимущественно, 7 и футовые , однако заявления о том, что он изготовил несколько сотен зеркал, как для продажи, так и для собственных нужд, вероятно, являются риторическим преувеличением []. Первые открытия в области звёздной астрономии были совершены Гершелем на 7-футовом рефлекторе.

По такой конструкции был построен и футовый телескоп, который, по всей видимости, не оправдал надежд своего создателя. Впрочем, одной из причин нерегулярного его использования было небольшое число дней с погодой, подходящей для наблюдений по оценке самого Гершеля — не более часов в год []. Гораздо большее значение телескоп-гигант имел для пропаганды достижений Гершеля.

Об этом свидетельствует анекдот: когда строительство посетили король Георг III и архиепископ Кентерберийский , Его Величество захотел войти внутрь трубы, покоящейся на земле. Когда епископ замешкался, король подбодрил его фразой: «Идите, мой лорд-епископ, я покажу вам путь на небеса! В году были проведены исследования свойств четырёх телескопных зеркал XVIII века, одно из которых, вероятно, не было изготовлено Гершелем. Оказалось, что история о том, как Уильям Гершель в течение 16 часов не мог оторваться от полировки используя наждачный порошок , скорее всего, имеет рациональное основание: при непрерывной работе зеркало равномерно нагревается и медная поверхность выравнивается наилучшим образом, если же работу прервать, идеальной поверхности не получится из-за охлаждения медный сплав обладает заметным коэффициентом расширения [].

Историк науки Джеймс Беннет [en] в году опубликовал специальное исследование, посвящённое телескопам Гершеля. Он пришёл к выводу, что главной заслугой астронома-конструктора было доказательство практических возможностей рефлекторов большого размера лорд Росс и У. Пирсон всегда отдавали дань уважения Гершелю как предшественнику. Он на практике отработал конструкции телескопов с большой апертурой, пригодных для звёздной астрономии, а инструменты работы Гершеля стали считаться стандартом, с которым соразмерялись и стремились превзойти [].

Учёный фиксировал освещённость Солнцем вершин, и измерял в угловых единицах расстояние от тени до терминатора [] []. После года Гершель меньше времени уделял лунным наблюдениям, однако не потерял к земному спутнику интереса. Он пытался доказать наличие атмосферы на Луне по изменению блеска звезды при затмении []. Высоту вулканического факела он оценил примерно в 3 мили. Данное сообщение вызывало интерес астрономов ещё сто лет спустя и породило оживлённую дискуссию о лунном вулканизме вообще [].

Астроном пользовался своим футовым рефлектором и ему была доступна для обозрения Южная полярная шапка. Он обратил внимание, что её границы изменяются в буквальном смысле на глазах. Используя метод затмения Марсом известных звёзд, Гершель определил относительную толщину атмосферы планеты и доказал правоту наблюдений Кассини , а засекая постоянные детали на диске планеты, с приемлемой точностью определил продолжительность марсианских суток. Материалы наблюдений вошли в й том «Философских записок».

Гершель заявил о наибольшей близости природных условий на Марсе земным, включая длительность суток и смену времён года [] []. В то же время Гершель не смог подтвердить наблюдения Шрётера , который якобы видел горы на Венере. Неясные пятна, наблюдаемые в атмосфере этой планеты, не позволяли сделать даже выводов о периоде вращения планеты []. Крупнейшим открытием Гершеля было обнаружение планеты Уран в самом начале его карьеры астронома [].

Два первых известных спутника, Титания и Оберон , были им замечены 11 января года, спустя шесть лет после открытия Урана []. Почти полвека инструмент Гершеля был единственным, в который вообще можно было различить спутники Урана []. Гершель заявил, что наблюдал ещё четыре спутника: два — 18 января и 9 февраля года и ещё два — 28 февраля и 26 марта года.

Сатурну были посвящены шесть публикаций, вышедших в — годах. Спутники, позднее названные Мимасом и Энцеладом , были обнаружены при испытаниях футового телескопа 28 августа и 17 сентября года, хотя неуверенно наблюдались ещё в году. Гершель открыл спутники во время пересечения Землёй плоскости колец равноденствие на Сатурне.

Поскольку кольца в это время наблюдаются с ребра и почти не видны, относительно крупные спутники легче заметить. В годах Гершель занимался измерением отклонения Сатурна от строгой шарообразности и наблюдал стационарные детали на поверхности, благодаря этому он определил период вращения планеты в 10 часов 16 минут. Проводя наблюдения за кольцами Сатурна , он определил, что они совершают полный оборот примерно за 10 с половиной часов.

Вероятно, он наблюдал и полупрозрачное внутреннее так называемое «флёровое» кольцо, но не сумел раскрыть его природы. В году он измерял периоды изменчивости яркости Япета , и пришёл к выводу, что они регулярны и подчинены периоду обращения спутника вокруг планеты. Гершель заключил, что разные области спутника имеют неодинаковую поверхность с различной яркостью, и он поворачивается к земному наблюдателю всеми сторонами, тогда как период его оборота вокруг оси синхронизирован с периодом обращения вокруг Сатурна.

Попытка подтвердить эту гипотезу привела Гершеля к наблюдениям Юпитера в — годах. Он наблюдал цветные «пояса», пришёл к выводу об их облачной природе , определил неодинаковость вращения планеты на разных широтах, и получил доказательства изменчивости яркости юпитерианских спутников [] [] [] []. В период — годов Уильям Гершель наблюдал 27 комет , Каролина Гершель — ещё восемь [] [Прим. Во-первых, открытия комет служили своего рода рекламой его имени и Каролины Гершель , во-вторых, кометные орбиты не вписывались в упорядоченную картину движения тел Солнечной системы, в-третьих, Гершеля интересовал физический состав кометного вещества, в-четвёртых, кометы были необходимы для разработки теории наблюдений, и отличения их от туманностей и звёздных скоплений.

Точно не известно, когда Гершель впервые наблюдал комету; в частности, в его записях нет ни слова о Комете Галлея , хотя её возвращение в году широко освещалось как триумф ньютоновской теории. Каролина Гершель застала её явление года, уже после кончины Уильяма []. В период — годов было зафиксировано 25 появлений комет, из которых Гершель наблюдал Вопросам комет посвящены 22 публикации Уильяма в «Философских трудах» в — годах.

При этом наблюдения Гершеля в — годах до 22 ноября этого года не публиковались, хотя он открыл как минимум три кометы. В тот период он ещё был начинающим наблюдателем и не был включён в корреспондентскую сеть, которая оперативно информировала европейских учёных []. Вдобавок, наблюдая за планетами и туманностями, Гершель перепроверял свои данные спустя месяцы и годы, что является слишком долгим сроком для кометных исследований [].

После года Гершель опубликовал четыре статьи, в которых теоретизировал о происхождении комет и стадиях их развития. Возможно, на это повлияло открытие Цереры Дж. Пьяцци и публикация его собственного каталога слабых туманностей и звёздных скоплений [].

Большая комета года наблюдалась Гершелем в общей сложности 47 ночей в течение пяти месяцев, причём его главной задачей было рассмотреть кометное ядро. Он сам подсчитал, что в 16 случаях наблюдений комет видел «плохо идентифицируемый центральный объект» всего дважды. В году в телескопы Гершеля голова кометы наблюдалась отчётливо, однако определить её диаметр в нитяной микрометр не удалось. Тогда учёный применил метод калибровки, используя три сургучных шарика разной величины, который замерял на дистанции дюйма 61, м.

Гершель пришёл к выводу, что видимый диаметр ядра был в 1,5 раза меньше его самого маленького шарика диаметром 0, дюйма или 0,74 мм. Из этого следовало, что ядро меньше двух с половиной угловых секунд. Далее Гершель через футовый рефлектор сравнивал размеры ядра и видимого диаметра Ганимеда , и сократил диаметр ядра до 1 угловой секунды.

Зная расстояние до кометы, он оценил диаметр её головы примерно в км, но представлял её самосветящейся, хотя по остальным свойствам неотличимой от планетного вещества. Хвост кометы , согласно его выводам, состоял из «светящейся материи», возможно, сродной северным сияниям []. Большая комета года была доступна для наблюдения в телескоп в течение 17 месяцев. Гершель потратил на неё 33 ночи за 4 месяца, насколько позволяла погода. Он применял все виды визуального наблюдения — невооружённым глазом, маломощный окуляр и четыре собственных телескопа; делалось это последовательно в порядке увеличения и сокращения поля зрения.

Гершель впервые описывал свои цветовые ощущения, хотя не использовал их для интерпретации наблюдения. Описания занимают 18 страниц публикации, но к ним не приложено ни одной зарисовки, хотя учёный рассмотрел все фазы развития ядра, комы и хвоста.

Для измерения ядра Гершель использовал метод года с шариками, и заявил, что ядро имело диаметр миль км []. Только исследования второй половины XX века показали, что ядро кометы имеет на порядок меньшую величину, и, следовательно, Гершель не мог его наблюдать []. Природа комет в е годы оставалась совершенно непонятной.

Только в году Гершель опубликовал статью, в которой доказывал, что кометы — это явления, которые в физическом смысле тесно связаны с веществом звёздных скоплений. При приближении к Солнцу происходит сублимация кометного вещества и образуется хвост; таким образом, комета постоянно теряет вещество, но может его накапливать, удаляясь от светила.

При этом Гершель пытался связать кометы с планетами, но ни разу не делал расчётов, как гиперболические орбиты комет соотносятся с круговыми планетными. Шаровая форма ядра кометы была важна для Гершеля как доказательство гравитационной теории Ньютона. Публикация Гершеля была учтена Лапласом в издании «Системы мира» года, и кометная теория Гершеля — Лапласа была широко распространена в течение XIX века.

Кометы служили доказательством небулярной гипотезы , но Лаплас много внимания уделял вопросам сохранения момента импульса и так далее. Он использовал материалы прохода кометы года, бывшей в 0, астрономической единицы от нашей планеты [].

Свои наблюдения и описания Гершель рассматривал лишь как средство «для ознакомления с устройством небес», как он выразился в году []. Стихийно сложившаяся исследовательская программа не снимала задачи определения параллакса и межзвёздных расстояний. Гершель открыл новый этап развития астрономии, когда принял программу глобального изучения звёздной Вселенной. С года он осуществлял систематические обзоры всего доступного ему звёздного неба, замыслив «не пропустить ни одного интересного или неизвестного объекта».

Каждый обзор занимал несколько лет, всего за оставшуюся жизнь Гершель осуществил четыре таких обзора []. Гершель пытался определять параллаксы, но, понимая невозможность «объять необъятное», разработал оригинальный метод накопления неполного, но представительного массового статистического материала.

Этот метод получил название «черпания звёзд» или «звёздных черпков». Суть его примерно такова: визуальные наблюдения свидетельствуют о неравномерности распределения звёзд по небесной сфере. Эта же закономерность характерна и для слабых звёзд, доступных к наблюдению только в телескоп. Если сравнить два участка неба одинаковой угловой величины, в одном может быть подсчитано больше звёзд, чем в другом. Если же отказаться от идеи сферы неподвижных звёзд , и принять гипотезу, что звёзды свободно парят в пространстве на различных расстояниях, то неравномерность распределения может быть объяснена двояко: или действительной неравномерностью распределения звёзд в пространстве, или неодинаковыми расстояниями, на которые простирается звёздная система в направлениях рассматриваемых двух звёздных групп.

Первый участок может соответствовать части пространства, в котором звёзды скучены, или указывать направление, в котором звёздная система растянута и звёзды накладываются друг на друга и производят впечатление скученности. Гершель проводил аналогии с лесом, который кажется менее густым в одном направлении и более — в другом; это может свидетельствовать как о близости опушки, так и того, что деревья на данном конкретном участке рассажены редко []. Уже к году Гершель убедился, что район Млечного пути не бесконечен, и что он является изолированным «островом» среди прочих.

Для обозначения звёздных скоплений, напоминающих Млечный путь , он воспользовался греческим словом « галактика ». После ввода в строй футового телескопа Гершель убедился, что его телескопы не проникали до границ нашей Галактики. Однако метод черпков показал, что Галактика имеет сплюснутую форму. По оценке А. Еремеевой, Гершелевская оценка сжатия Галактики близка к действительной. Измеренный Гершелем участок Галактики был гигантским по сравнению с масштабами Солнечной системы и даже « сферы неподвижных звёзд » прежней астрономии.

Единицей расстояния Гершель принял отношение Солнца и Сириуса , при допущении пропорциональности расстояния звёздной величине. То есть, приняв, что все звёзды имеют одинаковую светимость , Гершель условно занизил результаты измерений. Даже в таком масштабе, сфера звёзд, доступных невооружённому глазу, равнялась 7 единицам, а область Галактики, измеренной «черпками» участка на год и ещё к му , имела размер на единиц пространства. Сама Галактика, в общем, имеет форму жёрнова , диаметр которого в пять раз превосходит толщину.

Данные измерения имели серьёзные мировоззренческие последствия — это была первая в истории астрономии оценка размеров звёздной Вселенной. Представления о Млечном пути превратились в достоверное знание [] [] []. Изучение туманностей Гершель рассматривал как путь к познанию строения и развития Вселенной. Он использовал нитяной микрометр , чтобы разложить туманности шаровые скопления и двойные звёзды на элементы — двойных звёзд оказалось около пар в том числе примечательная « Гранатовая звезда Гершеля ».

Овальные туманности, как уже упоминалось, он именовал «галактиками», а наш Млечный путь впервые стал именовать с большой буквы. К концу жизни Гершель осознал, что наша Галактика простирается на десятки тысяч световых лет, а далёкие туманности — как Туманность Андромеды — отделены от неё миллионами световых лет. Относительные значения этих величин демонстрировали «островной» характер структуры Вселенной — расстояния сильно превосходили размеры объектов. Из этого вытекал колоссальный возраст туманностей.

Двойные и кратные туманности, а также туманности, связанные перемычкой, Гершель истолковал как формирующиеся звёздные системы; это его открытие было забыто почти на столетие — вплоть до работ Б. В период — годов У. Гершель отметил и закономерности крупномасштабной структуры туманностей, открыв их тенденцию к скапливанию, образованию компактных «куч», и стремление объединяться в крупные протяжённые «пласты».

Эти последние включали как отдельные туманности, так и их скопления. Наиболее мощный пласт был назван « скопление Волос Вероники », по созвездию , где насчитывалось больше всего туманностей. Гершель предположил, что этот пояс, подобно Млечному пути, охватывал кольцом всё небо. Только в году Жерар де Вокулёр выделил «Млечный путь галактик» — экваториальную зону Сверхгалактики.

Это открытие подтверждало умозрительную концепцию Канта , распространившего закономерности Солнечной системы на всю Вселенную [] []. Непосредственным стимулом для занятий систематическими обзорами звёздного неба для Гершеля послужила публикация второго издания каталога Мессье в составе Connaissance des Temps [en] за — годы.

Вначале наблюдатель рассчитывал лишь пополнить список Мессье на основе собственных работ, но уже первые телескопные сессии показали, что значительная часть туманностей была полностью или частично разложима на звёзды. К году было открыто более новых туманностей и звёздных скоплений, к году это число перевалило за В году Уильям Гершель выпустил в свет «Каталог первой тысячи новых туманностей и скоплений звёзд», а через три года вышел каталог второй тысячи, как выразился Араго — «к величайшему удивлению наблюдателей».

Последний каталог был выпущен в году, содержа ещё туманностей и скоплений. Суммарно, во все опубликованные при жизни сводки наблюдений Гершеля вошло объекта. В особо удачные ночи наблюдений счёт открытых туманностей шёл на десятки.

Так, 9 апреля года был зафиксирован 31 объект, 1 мая года — 42; в самом начале наблюдений в году Гершель за 36 минут обнаружил 31 новую туманность. Большинство из них тогда мог наблюдать только сам Гершель в инструменты собственного изготовления. Типология открытых Гершелем объектов осуществлялась по принципу неразложимости на звёзды классы I—V и звёздных скоплений, которые полностью или частично могли быть разложены на отдельные объекты классы VI—VIII [].

В своих каталогах Гершель применял собственную систему буквенных обозначений для описания морфологии открытых объектов — как в отношении видимых размеров и формы, так и распределения яркости; а также «комковатости» или «пятнистости» структуры туманностей. Например, формула RvgmbM означала, что туманность круглая R , значительно m более яркая b в центре M ; яркость возрастает очень v плавно g. Для шифра использовались первые буквы соответствующих английских слов [].

Гершель, являясь верующим человеком, был убеждён в целесообразности устройства мироздания, и уже после первых же своих исследований объявил космос «Лабораторией Природы». Одним из первых вопросов, которые встали перед Гершелем, были причины колоссального разнообразия видов млечных туманностей.

Ответом стала теория «сада»: наблюдаемые объекты Вселенной имеют разный возраст и наблюдаются нами на различных стадиях их жизни []. Формулировалась она следующим образом:. Эта точка зрения проливает новый свет на устройство неба.

Оно мне теперь представляется великолепным садом, в котором находится масса разнообразнейших растений, посаженных в различные грядки и находящихся в различных степенях развития; из этого положения вещей мы можем извлечь, по крайней мере, одну выгоду: мы можем наш опыт как бы растянуть на огромнейшие промежутки времени. Именно пользуясь и дальше сравнением, позаимствованным из растительного царства , я вас спрошу, не всё ли равно, будем ли мы последовательно присутствовать при зарождении, цветении, одевании листвой, оплодотворении, увядании и, наконец, полной гибели растения, или же одновременно будем созерцать массу образчиков, взятых из различных степеней развития, через которые растение проходит в течение своей жизни?

Гершель сделался пионером морфологического метода изучения космических объектов, путём сопоставления их внешней формы и эволюционного истолкования. В году Уильям Гершель пришёл к заключению, что туманности имеют разную природу. Объект, ныне именуемый NGC , имел почти круглую форму планетарная туманность , почти однородную яркость, кроме самого центра, где наблюдалась яркая точка.

При галактическом истолковании пришлось бы допустить, что составляющие туманность звёзды невероятно слабы, либо что центральный объект туманности — не звезда, а нечто, немыслимое по размерам и светимости. Исходя из принципа Оккама , Гершель заявил, что центральная точка является обычной звездой, зато остальная часть туманности диффузна, и не имеет звёздной природы.

Правильная форма туманности убеждала его, что центральная звезда удерживала её своей гравитацией и придавала ей форму. Постепенно Гершель пришёл к выводу, что в подобных объектах продолжается творение звёзд из диффузного вещества.

Эти взгляды были развиты в серии статей, выходивших в — годах []. В статье же года Гершель оперировал понятием «звёздного хронометра», хода которого мы пока не знаем. Однако из его хода с неизбежностью следует, что весь Млечный путь не вечен, равно как и его прошлое существование не является бесконечным. Из действия закона гравитации следует, что рассеянные звёздные скопления находится в начальной стадии жизненного цикла, тогда как плотные скопления находятся, вероятно, близ окончательного разрушения [].

Гершель отказался от идеальной модели Ньютона и Лейбница , в которой Бог-часовщик создал Солнечную систему, в которой не могут происходить изменения, равно как и неподвижные звёзды удерживаются на месте равнодействующей гравитационных сил. Напротив, Гершель, по сути, стоял у истоков современных представлений о Вселенной, в которой объекты всех уровней имеют собственный жизненный цикл [].

Теория космического процесса представлялась Гершелю следующей: туманная оболочка звезды, скорее, «сама способна произвести звезду путём уплотнений, чем получить от неё своё существование». Разреженная туманность состоит из светящейся жидкости; по мере уплотнения центрами сгущения служили более плотные части происходит создание туманности или тесного звездного скопления, затем — одна или более туманных звёзд, и, наконец, одна звезда или группа звёзд. Каждая стадия процесса иллюстрировалась примерами наблюдавшихся Гершелем туманностей или звёздных скоплений.

Именно в статье года Гершель впервые признал, что скопления, наблюдаемые в самом Млечном пути, принадлежат ему, а не являются самостоятельными системами []. Будучи истинным учёным, Гершель не стал выходить за пределы доступной ему области наблюдений и оставил без ответов вопросы о начале существования Галактики, возникновения звёздных слоёв, и того, какие процессы происходят со звёздными скоплениями после наступления смерти — продолжая его биологические аналогии [] [].

Несмотря на то, что Уильям Гершель, особенно в ранний период своей деятельности, выдвигал множество спекулятивных предположений , а ряд его гипотез был «преждевременным» для периода его жизни, он считается одним из выдающихся учёных XVIII века. Предпринимая работу по определению устройства Вселенной, он исходил из заведомой неполноты наблюдательных данных и предварительного характера полученных выводов. Весьма рано он осознал бессилие энтузиаста-одиночки и торопился издавать звёздные каталоги, стремясь привлечь внимание максимального числа профессиональных учёных.

Однако он не считал свою деятельность направленной только на получение фактов , и уже в статье года утверждал, что «имеет право и даже должен» анализировать и обобщать те данные, которые имеет в своём распоряжении []. О собственных воззрениях Гершеля на материальный мир и его устройство можно судить по его докладам — годов в Философском обществе Бата, оставшихся в рукописи и опубликованных только в его собрании сочинений года.

Концепция строения материи и характера сил, действующих в природе, формировалась, преимущественно, под влиянием теорий Ньютона. По Гершелю, материя состоит из крайне мелких, но всегда остающихся протяжёнными частиц, которые мельче « атомов »; эти последние делимы, причём неограниченно.

Каждая частица, в том числе атом и слагающие его частицы, обладают способностью притяжения и отталкивания, при этом каждая взаимодействующая частица должна обладать такой же по объёму сферой действия сил; сила взаимодействия пропорциональна массе, поэтому после деления энергия будет уменьшаться вдвое [].

Вероятно, он мыслил гравитацию и силу отталкивания как неотделимую от материальных частиц, приводя в пример разбрызгивание ртути , частички которой получают сферическую форму. Однако выходить за пределы наблюдений и пытаться объяснить причины, вызывающие притяжение и отталкивание, Гершель отказывался []. Сложным является вопрос, испытывал ли Гершель влияние биологических теорий в том числе Ламарка , очень близкого ему при разработке концепции «сада» и эволюционных изменений объектов Вселенной.

Еремеевой, после начала интенсивной наблюдательной работы у астронома попросту не было времени, чтобы знакомиться даже с работами, близкими ему по тематике и методу. Несмотря на близость в ряде конкретных деталей теории Ламарка, эволюционная концепция Гершеля была бесконечно далека от неё по предмету, и простотой и немногочисленностью объяснений причин эволюции Космоса.

Тем не менее с года Гершель использовал понятие «естественной истории» неба, которое понимал в эволюционном смысле []. Очень сложным и до конца не разрешённым вопросом является взаимосвязь умозрительных космологических теорий Канта и теорий Гершеля, основанных на наблюдениях.

Оба мыслителя имели общих корреспондентов в общении, их работы выходили практически в одно и то же время, были посвящены вопросам космогонии и непрерывного развития Вселенной. При этом Гершель пережил Канта на 22 года, что вызывает вопрос, могли ли они иметь представления о работах друг друга и могла ли концепция Солнечной системы Канта отразиться на поздних статьях астронома.

Кроме того, в году И. Был ли Гершель в курсе этой работы и принимал ли в ней участие, остаётся неизвестным. При этом следует учитывать, что кантовская « Всеобщая естественная история и теория неба [de] », которая непрерывно перерабатывалась после первого издания года, в эпоху Просвещения занимала маргинальное положение и вышла из поля зрения учёных.

Гершель, как минимум, четыре раза упоминался в переписке Канта, в том числе, когда 2 сентября года кёнигсбергский профессор сообщал Боде , что ещё в году вычислил период вращения колец Сатурна. Сохранилось и письмо Канта к Гензихену относительно публикации года от 19 апреля : главной задачей было установление и восстановление приоритета Канта в разработке теории строения Млечного пути «как системы движущихся солнц, подобных нашей планетной системе», интерпретации туманностей «подобных бесконечно удалённым млечным путям» [].

Статей Гершеля Кант, судя по всему, не читал, но полученные им результаты считал достаточным экспериментальным подтверждением собственных теорий. В данном контексте примечательно то, что и в компендиуме и в переписке имя Гершеля приводится в английском, а не в немецком варианте. Можно считать точно установленным, что с работами Канта Гершель вообще не был знаком, о чём свидетельствует как корпус документов, так и ход развития собственных концепций Гершеля [].

В году вышел сборник «Гармония сфер» под редакцией специалиста по физике и философии Сильвии де Бьянки Университет Барселоны , авторы которого рассматривали разные аспекты космогонических представлений двух немецких учёных. Английский астроном и астрофизик Майкл Роуэн-Робинсон [en] в помещённой в сборнике статье пришёл к выводу, что спекулятивные теории как Канта, так и Гершеля почти не оказывают воздействия на современную науку, в отличие от гипотезы Канта — Лапласа.

Он также отмечал, что с теорией Канта года не были знакомы ни Гершель, ни Лаплас []. Работы Гершеля легли в основу современной астрономии. Уравнение Лапласа является отправной точкой в развитии современной гравитационной физики. В некотором отношении главный сюрприз заключается в том, что три современника, чьи жизни пересекались на протяжении более чем пяти десятилетий, так мало общались друг с другом [].

Даклс утверждал, что решение Гершеля посвятить себя астрономии, а не композиции, было выбором между «гениальностью и обычным профессионализмом» []. Получив профессиональное музыкальное образование и развиваясь в музыкальной среде, Гершель изначально осознавал себя как исполнителя-виртуоза и композитора. Как обычно в XVIII веке, он был плодовитым автором: в е годы написал 24 симфонии , 10 концертов 3 для альта , 2 для гобоя , — остальные для скрипки с оркестром и 6 сонат для скрипки соло, произведения для органа, военные марши, ораторию, духовную музыку [26] [Прим.

Гершель-исполнитель играл на скрипке, альте, гобое, клавесине и органе []. Значительная часть творческого наследия Гершеля — композитора — была утрачена [24]. Специальный обзор его творчества представил Винсент Даклс профессор музыковедения Калифорнийского университета []. Статья вышла по случаю исполнения двух концертов Гершеля на м конгрессе Международного астрономического союза.

Рукописи 15 партитур достались библиотеке Калифорнийского университета в году на распродаже имущества семейства Гершелей в Слау []. Единственное прижизненное нотное издание Гершеля вышло в году в Бате. Это было собрание шести сонат для скрипки и виолончели и клавесина.

По словам Майкла Хоскина, партии струнных невелики, а основная партия — для клавесина — требует уровня виртуоза, хотя сам композитор утверждал, что писал сонаты для работы со своими учениками []. Записи музыки Гершеля издавались в и годах []. По словам А. Пенюгина , стиль работы Гершеля-музыканта был схож с его методой учёного. Он всегда стремился обойтись скромными исполнительскими силами, подолгу концентрировался на каком-либо одном музыкальном жанре, стремился к систематизации своих сочинений.

Предположительно, композиторское творчество Гершеля развивалось согласно заранее составленному плану []. Даклс отмечал, что произведения Гершеля были написаны в молодости — главным образом, между 21 и 23 годами [26].

В первую очередь они должны были продемонстрировать многообразие его таланта и профессионализм для потенциальных покровителей и спонсоров. Вероятно, он изначально задался целью написать 24 симфонии, поскольку, создав такое количество произведений небольших по размеру , более к этому жанру не обращался.

Собрание симфоний в его архиве сгруппировано в четыре блока по шесть, причём последний автором был назван «четвёртой полудюжиной» []. Наиболее продуктивными были годы до переезда в Бат, после начала интенсивной исполнительской деятельности, Гершель, преимущественно, сочинял произведения для дилетантов — своей основной аудитории и учеников []. Во-первых, это была мангеймская оркестровая школа , которой был свойственен « чувствительный стиль [de] », наиболее ярко представленный у Карла Филиппа Иммануила Баха.

Этому стилю присущи разнообразие и динамизм, «доходящие едва ли не до чрезмерности»; резкие контрасты, которые должны передавать ощущения от богатого внутреннего мира. Гершелю было присуще структурное отношение к композиции, по В. Даклсу, он «использовал музыкальные идеи как строительные блоки», но не всегда мог добиться плавного перехода от одной части к другой. Второй традицией, в которую был интегрирован Гершель, была предромантическая линия, в которой он может считаться предшественником Бетховена [].

Первым жанром, к которому обратился Гершель, был инструментальный концерт. Первый его опус для гобоя и струнных, судя по пометам на оригинальной рукописи, создавался в — годах. В году были написаны два альтовых концерта, а в — годах ещё четыре скрипичных концерта.

В Бате в году были сочинены два концерта для органа с оркестром. Пенюгина, если гобой в XVIII веке был широко распространённым инструментом, то выбор альта является нетипичным, в Англии все сочинения для этого инструмента писались в жанре сонаты с бассо континуо , и позже времени карьеры Гершеля.

По форме концерты Гершеля более всего напоминали архаичные concerti grossi с солирующим инструментом []. После первых лет работы в Бате, по мнению В. Даклса, эксперименты Гершеля не увлекали праздную публику, и он был вынужден изменить свой стиль []. К различным праздникам создавались и вокальные произведения, особенно миниатюры — так называемые кэтчи и гли , к которых монолог Гамлета был превращён в анакреонтическую оду , а вступительная сцена колдовства в « Макбете » была написана для трио джентльменов [].

По мнению В. Некоторые произведения Гершеля соответствовали раннеклассическому стилю, мода на который в Англии была привита Иоганном Кристианом Бахом. Написанный в этом стиле скрипичный концерт Гершеля мелодичен, лиричен, и построен на многократном гармоническом повторении фраз. В то же время, В. Даклс утверждал, что Гершель был слабым мелодистом или, точнее, слишком логичным и рационалистичным в ритмическом построении и фразировке.

В то же время он мог быть и подлинным новатором, используя необычное для XVIII века повторение темы из первой части концерта в третьей. Однако дальнейшая работа в стиле классицизма сонаты для клавесина и скрипки привела к созданию «более стандартных и поверхностных» произведений [].

Пенюгина, в наследии Гершеля выделяются его скрипичные каприччио, которые он писал в годы, когда композиторы редко обращались к этому жанру. Его каприччио не напоминают более ранние творения Локателли , виртуозность и разработка скрипичной техники не играли в них первенствующей роли. Многие каприччио Гершеля не превышали по длине трёх десятков тактов, напоминая прелюдии , в том числе его собственные прелюдии для органа.

Пенюгин также отмечал «механистичность» некоторых пьес Гершеля, но считал это нарочитой заданностью, каприччио могут быть представлены как своего рода музыкальная запись химических и физических опытов. Гершель использовал сложные тональности — ми-бемоль минор , соль-диез минор , си-бемоль минор , ставя своего рода акустические эксперименты; именно в этих пьесах наиболее сильно проявлялся интеллектуальный подход композитора.

Исследователь даже заявил, что Гершеля можно именовать «дедушкой английской психоделии », поскольку он пользовался диссонирующими гармоническими последовательностями и энгармоническими модуляциями , крайне нестандартными для своего времени.

Гершель изначально был частью артистического мира, и продолжал общение с его представителями до самой кончины. Также его деятельность, в духе времени, оказала некоторое воздействие на литературу, которая была частью системы международного неформального общения интеллектуалов. Чарльз Бёрни даже задумал эпопею «Гершелиада» в 12 частях, в составлении которой участвовал и сам Уильям Гершель, но работа не была доведена до конца, а затем Бёрни от неё отказался; рукопись сохранилась лишь частично.

Некоторое время за написанием эпопеи следил даже король Георг III; во всяком случае, Бёрни вспоминал о беседе на эту тему в июле года в Виндзорском замке. Из поэтов первой величины, явные следы космологических теорий Гершеля в том числе движения Солнца в сторону созвездия Геркулеса и наблюдаемого им лунного вулканизма, заметны в творчестве Перси Биши Шелли « Освобождённый Прометей [en] ».

Некоторые астрономические образы, благодаря написанным литературным языком каталогам Гершеля, появились и в стихотворении «Тимбукту» Теннисона []. В году Слау посетил лорд Байрон , и, по предположению Майкла Роуэн-Робинсона, некоторые гершелевские интенции появились в поэме «Дон Жуан» и стихотворении «Тьма»; явно отражены и эмоциональные впечатления от футового телескопа [].

Открытие Урана немедленно получило отклик в поэзии своего времени. В Ганновере в году вышло анонимное немецкое стихотворение, в котором восхвалялся Гершель — «немец на берегах Эйвона » эта река протекает через Бат. Профессор риторики Университета Буды Дьёрдь Сирдаэли — в том же году опубликовал латинскую поэму под псевдонимом «Уранофил» с греческого — «Любящий небо».

Студент финансового работа в самаре для девушки неофициально что знаю

Чем отличается планеты от звезд? Какое значение имеет Солнце для Земли? На какие группы делят планеты Солнечной системы? Запишите вывод. Номер материала: ДБ Воспользуйтесь поиском по нашей базе из материалов. Получите деньги за публикацию своих разработок в библиотеке «Инфоурок». Добавить материал.

Мой доход Фильтр Поиск курсов Войти. Записаться на пробное занятие. Вход Регистрация. Забыли пароль? Войти с помощью:. Подать заявку на этот курс Смотреть список всех курсов. Практическая работа "Составление сравнительной таблицы планет Солнечной системы" инструкция. Скачать материал. Добавить в избранное. Оборудование: учебник, таблицы Ход работы Заполните таблицу ответы должны быть краткими : Название планеты Расстояние до Солнца Диаметр Поверх ность Продолжительность года Температура Количество спутников Меркурий Венера Земля Марс Дайте ответы на вопросы письменно : Что такое планета?

Рейтинг материала: 3,5 голосов: 4. Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Оргвзнос: от Идёт приём заявок. Принять участие. Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет категорию , класс, учебник и тему:. Выберите класс: Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс. Выберите учебник: Все учебники. Выберите тему: Все темы. Общая информация. Авраимова Юлия Владимировна Написать Сведения об образовательной организации Основные сведения Структура и органы управления образовательной организацией Документы Образование Образовательные стандарты Руководство.

Мк март - апрель литература преподаватель:Орлова И. Дата проведения урока Тема урока Домашнее задание Солженицын «Один день Ивана Денисовича» 1. Прочитать рассказ А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» 2. Письменно ответить на вопросы завести тетрадь в клетку 18 листов для практических работ 1 Почему автор определил жанр как рассказ? Срок выполнения — Солженицын «Матренин двор» 1. Солженицын «Матренин двор» 2. Письменно ответить на вопросы завести тетрадь в клетку 18 листов для практических работ 1 Какова тема рассказа?

Шукшина Конспект на тему «Жизнь и творчество В. Срок выполнения Герои Шукшина 1. Прочитать рассказ В. Шукшина «Чудик» 2. Письменно ответить на вопросы завести тетрадь в клетку 18 листов для практических работ 1 Каким мы видим главного героя рассказа?

Сведения из биографии. Для выполнения письменных упражнений завести тетрадь в линейку 18 листов, выполнить упражнения , 3. Срок выполнения- Дата проведения урока Тема урока Домашнее задание Задания выполнить до Сечения конуса плоскостями стори ниже Задание 1. Решить задачу.

Выполнить краткий конспект п. Задание выполнить до Решить задачи, выполнив соответствующий рисунок. Радиус основания конуса равен 10 см, высота конуса — 18 см. Найти объём конуса. Высота конуса равна 4, диаметр основания — 6. Найдите образующую конуса. Высота конуса равна 4, а длина образующей — 5. Найдите диаметр основания конуса. Во сколько раз увеличится объём конуса, если его радиус основания увеличить в 4,5 раза? Поверхность сферы. Погорелов «Геометрия 11» Задание 1: Изучить презентацию «Объём шара.

Поверхность сферы» Задание 2. Решить задачи в презентации. Теория фотоэффекта Задание 1: ответить на вопросы 1. В чём состоит явление фотоэффекта? Сформулируйте законы фотоэффекта. Напишите и объясните формулу Эйнштейна для фотоэффекта 5. Как можно рассчитать скорость фотоэлектронов? Изучить тему «Постулаты Бора», сделать краткий конспект.

Задание 2. Ответить на вопросы по данной теме. Какова энергия фотона, поглощаемого при переходе атома из основного состояния с энергией Е 0 в возбужденное с энергией Е 1 3. Планетарная модель атома. Недостатки планетарной модели атома. Постулаты Бора Учебник Касьянов В. Выполнить конспект по данной теме. Ответить на вопросы теста. Составить краткий конспект по данной теме. Воронцов — Вельяминов. Сделать краткий конспект по данной теме.

Понятие и источники гражданского права Ответьте письменно на вопросы после параграфа Сформулируйте определение гражданского права. Систематизируйте в табличном виде информацию о материальных и нематериальных благах.

Составьте схему отношений, которые регулирует гражданское право, и охарактеризуйте их. Классифицируйте виды участников гражданско-правовых отношений. Что подразумевается под понятием «юридическое лицо»? Приведите его признаки.

Сдать до Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. Дата проведения урока Тема урока Домашнее задание. Дата проведения урока Тема урока Домашнее задание Смотри ниже. Срок сдачи задания до Используя карты атласа ,заполнить таблицы. Сдать до Задание — изучить презентацию, выписать основные понятия. Выполнить тесты слайд 2, 25, Срок сдачи до Лексико-грамматические упражнения.

Ознакомиться с правилом , выполнить упр 6, 7. Перенести таблицу в тетрадь.